Сделайте подарок своему питомцу! Светящиеся ошейники, наряды, косточки и многое другое!

Основные ошибки, допускаемые дрессировщиком, и их предупреждение

Поместил: Администратор сайта    Дата:2009-10-27 13:49:26

При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки воспитываются нежелательные условные рефлексы. Каждый дрессировщик должен стремиться выработать у собаки только нужные условные рефлексы, уметь предвидеть возможные ошибки в своих действиях и стремиться не допускать их.
В процессе дрессировки собак могут быть допущены как технические, так и методические ошибки. В связи с тем, что методика и техника дрессировки тесно связаны между собой, как технические, так и методические ошибки приводят к образованию у собаки нежелательных услов ных рефлексов, поэтому нет необходимости строгого их разграничения. Нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образо ванию у собаки нежелательных связей, то есть нежела тельных для дрессировщика ответных действий собаки Следовательно ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки находятся в единстве и взаимосвязи. Гру бейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, то есть очеловечивание ее поведения. Некоторые дрессировщики, особенно теоре тически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с высшим существом, способным понимать человеческую речь, а также руководствоваться в своих действиях различными «желаниями». Такое очелове чивание собаки приводит к тому, что дрессировщик на чинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить. Например, если собака во время занятий погналась за кошкой дрессировщик подзывает собаку командой «ко мне!» и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате этого у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве командой «ко мне!» к дрессировщику не подходит, а начинает убегать от него. В данном случае дрессировщик удары поводком или хлыстом сочетает не с броском собаки за кошкой а с выполнением ею действий по команде «ко мне!» Условный раздражитель — команда «ко мне!» и вид поводка или хлыста в руках дрессировщика — подкрепляется в этом случае безусловным болевым раздражителем (удары) Следовательно, дрессировщик совершил две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст Таким образом, он воспитывает у собаки нежелательный условный реф-1екс — боязнь дрессировщика.

Бывают случаи когда две собаки набрасываются друг на друга и дерутся. Малоопытные дрессировщики нередко расталкивают их, уводя в разные стороны, и затем начинают наказывать каждый свою собаку, думая при этом, что собаки знают, за что их наказывают. На самом же деле это ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности. Таким образом,
очеловечивание поведения собаки является грубой ошибкой. Дрессировщик должен твердо знать, что собЬка не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями.

Не советую разговаривать с собакой, уговаривать или упрашивать ее выполнить то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «сидеть!» подавать команду «сядь!», «садись!», «ну что ты?» и так далее. Нередко молодые дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки. Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что дрессировщики не успевают приобрести необходимые практические навыки, а у собак недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы. Они нередко оказываются неподготовленными к работе в более сложных условиях. Основным принципом отработки приемов должен быть принцип — от легкого к трудному, от простого к сложному. Все приемы необходимо вводить и отрабатывать последовательно. Например, не отработав «посадку», не следует отрабатывать прием «лежать», а к сидовой работе следует переходить лишь после отработки целого ряда вспомогательных приемов: развитие злобы, апортировки и других. К выработке сложных навыков приступают лишь тогда, когда у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, затем только переходить к последующим усложнениям, постепенно увеличивая высоту барьера.

Различные отвлекающие раздражители также вводятся постепенно. Если занятия происходят в облегченных условиях, например, рано утром, без отвлекающих раздражителей, то это способствует образованию нежелательных связей: собака будет работать лишь в легких условиях, а при вводе различных усложнений, хотя бы и незначительных, откажется от работы.

При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собаки воспитываются различные нежелательные связи — отказ от работы в сложных условиях или нечеткое выполнение требуемых от нее действий и т. д.

Одна из ошибок дрессировщика — стремление во что бы то ни стало быстрее отработать, закрепить условные
рефлексы у собаки. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без перерыва 4—5 раз и более, в результате чего утомляет нервную систему собаки, вызывает у нее отказ от работы, то есть передрессировку. Именно поэтому не следует заставлять собаку выполнять один и тот же прием без перерыва более 2—3 раз подряд. Для предотвращения ошибок, вызывающих передрессировку, надо четко планировать занятия, чередовать приемы, поддерживать постоянную активность собак в работе. Если же животное откажется от выполнения отдельного навыка в результате передрессировки, то надо временно прекратить занятия по выработке этого навыка, а после отдыха выработать его в строгой последовательности.

Еще одной из ошибок дрессировщика является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей, а именно применение безусловного раздражителя раньше условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не образуется. Например, если сначала дернуть за поводок, а затем подать команду «рядом!». Безусловный раздражитель иногда применяется через значительный промежуток времени после дачи условного раздражителя, в результате чего выработка условного рефлекса задерживается и вырабатывается не совпадающий, а следовой условный рефлекс, часто нежелательный для нас. Например, при выработке условного рефлекса на команду «ко мне!» с поздним подкреплением безусловным раздражителем собака будет подходить к дрессировщику не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Неопытные дрессировщики нередко несколько раз повторяют одну и ту же команду и только после этого подкрепляют ее безусловным раздражителем. В результате таких сочетаний раздражителей у собаки вырабатывается навык — выполнение действий после многократного повторения одной и той же команды, то есть у нее воспитывается запаздывающий условный рефлекс, нежелательный для дрессировщика. Подобные ошибки могут быть допущены при многих приемах общего курса, например, в посадке, укладке и других.


Предыдущая статья

Особенности экстерьера колли. Как подготовить ее к выставке.


Комментарии

У Вас еще есть возможность оставить первый комментарий!

Добавить комментарий

Имя:
Заголовок:
Текст:
Введите то, что тут написано(регистр букв ВАЖЕН):
892583